01.01.2017
Десять «почему» детям необходимо читать книжки.
1.Благодаря чтениюразвивается речьребенка и увеличивается его словарный запас, книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
2.Чтениеразвивает мышление.Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
3.Работа с книгойстимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами
4.Чтениеразвивает познавательные интересы и расширяет кругозор.Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
5.Книгипомогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
6.Книгипомогают детям понять других.Читая книги, написанные писателями других культур других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
7.Хорошую детскую книжку нужно читать ребенку вслух.Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей,установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
8.Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
9.Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают.Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
10.Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.
Когда нужно учить технике чтения?
Только тогда, когда ребенок уже хорошо владеет разговорной речью и свободно воспринимает на слух текст детских книг, соответствующих его возрасту. И, желательно, когда дошколенок проявляет потребность в чтении книг. Потребность эта просыпается постепенно, ее культивирует совместное с взрослым чтение. Малыш получает двойное удовольствие: от общения с взрослым в ходе их совместной деятельности чтения и от сюжета литературного произведения. Так, книга начинает ассоциироваться не только с источником новой информации, но и с положительными эмоциями. Стойкое отрицательное отношение к чтению и книге вообще может возникнуть в том случае, когда
Ребенка учат читать, а книг ему при этом совсем не читают.
Что и как читать детям.
Все знают, что для детей возраста 4-5 лет очень подходит определение «почемучки». Это возраст ненасытной любознательности.
Используйте природную возрастную тягу ребенка к познанию, чтобы зародить не только интерес и любовь к главному источнику знаний и мудрости – книгам, но и потребность постоянно подпитываться от этого источника.
Привить у ребенка любовь к книгам можно. Читайте ребенку книги перед сном, когда он болеет, когда ему трудно с чем-то справляться, когда устал. Главное – вы не уставайте читать книги. Это будет ваше и его любимое время.
Итак, прежде чем ответить на вопрос, что читать детям 4 — 5 лет, нужно выяснить чему в данном возрасте дети должны научиться, какими навыками овладеть. Дети должны в этом возрасте отвечать на вопросы по прочитанным произведениям.
Уметь оценивать поступки персонажей.
Уметь давать простые характеристики главным героям. Например, на вопрос: «Какой была Лиса?», ребенок может ответить «Злой!» или «Хитрой». «Почему Зайчик плакал?» Ответы: «Его Лиса обидела!» «Ему жить негде!», «Зайке холодно!»
Ребенку мало прочитать книжку, с ним нужно ее еще и обсудить. Очень важно спросить у ребенка кому он из главных героев сочувствует, кого бы наказал, а кого пожалел. Если отрицательный герой уже наказан, как чаще всего и бывает, то поинтересоваться у ребенка — правильно ли это, справедливо ли? Может быть, Лису не нужно было выгонять из лубяной избушки Зайки? Может быть, Зайчика нужно оставить жить на улице?
Именно на таких детальных разборах и зарождается в ребенке нравственность.
Очень важно!!!
Каждую прочитанную книгу с ребенком необходимо обсудить. Это учит малыша не просто глотать информацию, а задумываться о том, что вы ему прочитали. Даже если малышу всего 4 года! Когда по книге задаются вопросы, ребенок учится анализу текста. В будущем ответы на вопросы сформируются в навык ставить вопросы самостоятельно. Умеющий думать во время чтения, будет ставить вопросы и в жизни. Он сможет гораздо лучше проанализировать различные ситуации, поведение окружающих и предвидеть развитие событий.
В возрасте 4 лет нужно начинать учить детей пересказу. Тут от взрослых понадобится максимум терпения. Попросите малыша рассказать вам сказку на ночь. Пусть она будет очень хорошо знакомой ребенку. Например, «Колобок» или «Теремок». Скорее всего, малыш будет сбиваться, путать главных героев или последовательность событий. Не перебивайте. Похвалите в конце пересказа. Ребенку, нужно освоится в роли рассказчика. Ведь для него пересказ — это очень серьезный труд.
Только книги должны соответствовать возрастным интересам и потребностям ребенка. Книги развивают воображение, кругозор, умение фантазировать, учат дружить, любить, сопереживать, мечтать, шутить.
Народные сказки
Народные русские сказки в обработке Алексея Толстого.
Их много, самые известные:
- «По щучьему веленью».
- «Царевна-лягушка».
- «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
- «Морозко».
- «Иван царевич и серый волк».
- «Пузырь, соломинка и лапоть».
- «Мужик и медведь».
- «Гуси-лебеди».
Былины о богатырях.
В литературной обработке Александра Афанасьева:
- «Алеша Попович».
- «Илья Муромец и змей».
- «История о славном богатыре Илье Муромце и Соловье-разбойнике».
- «Никита Кожемяка».
- «Перышко Фини ста Ясна сокола».
- «Покати горошек».
Также много известных русских народных сказок: и про Елену Прекрасную, и про Кощея Бессмертного, и про Иванушку-дурачка – было пересказано Александром Афанасьевым.
В литературной обработке Ирины Карнауховой:
· «Вольга Всеславьевич».
· «Микула Селянинович».
· «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
- «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».
- «Как Илья из Мурома Богатырем стал».
- «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
- «Про прекрасную Василису Микулишну».
- «Святогор-богатырь».
В данной обработке былины поданы простым и доступным для детского восприятия языком.
Истории в стихах
Самуил Маршак. Детские стихи:
1. «Детки в клетке».
2. «Вот какой рассеянный».
3. «Сказка о глупом мышонке».
4. «Багаж».
5. «Веселая азбука».
6. «Веселый счет».
7. «Урок вежливости».
Сергей Михалков. Детские стихи и басни:
1. «А что у вас?»
2. «Дядя Степа».
3. «Как старик корову продавал».
- Для детей дошкольного возраста.
Можно начинать читать ребенку с возраста 5 лет.
Александр Пушкин. Сказки:
1. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
2. «Сказка о царе Султане».
3. «Сказка о золотом петушке».
4. «Сказка о золотой рыбке».
5. «Сказка о попе и работнике его Балде».
6. «У Лукоморья дуб зеленый».
Мировая классика
- Для детей младшего возраста.
Шарль Перро. Сказки:
1. «Золушка или хрустальная туфелька».
2. «Кот в сапогах».
3. «Спящая красавица».
4. «Мальчик с пальчик».
5. «Ослиная шкура».
6. «Красная шапочка».
Братья Гримм. Немецкие народные сказки в литературной обработке братьев Гримм:
1. «Белоснежка и семь гномов».
2. «Бременские музыканты».
3. «Храбрый портняжка».
4. «Госпожа Метелица».
5. «Король Дрозд бород».
6. «Рапунцель».
7. «Волк и семеро козлят».
8. «Горшочек каши».
- Для детей дошкольного возраста.
Ганс Христиан Андерсен. Самые известные сказки:
1. «Снежная королева».
2. «Дюймовочка».
3. «Дикие лебеди».
4. «Русалочка».
5. «Принцесса на горошине».
6. «Огниво».
7. «Стойкий оловянный солдатик».
8. «Свинопас».
9. «Гадкий утенок».
Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» в литературной обработке Алексея Толстого:
1. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Джанни Родари «Приключения Чиполлино».
Редьярд Киплинг. Сказки:
1. «Рикки Тикки Тави».
2. «Слоненок».
3. «Кошка, которая гуляла сама по себе».
4. «Откуда у носорога шкура».
5. «Откуда взялись броненосцы».
6. «Отчего у верблюда горб».
7. «Откуда у кита такая глотка».
Приключенческие истории
С циклами приключенческих историй начинайте знакомить ребенка ближе к 5 годам, когда уровень восприятия, способность запоминать и анализировать, уже более развиты.
1. Юрье Женевьева. Серия приключений «Жили-были кролики» с очень «живыми» иллюстрациями Лоика Жуанниго.
2. Э. Успенский. Серия приключений «Крокодил Гена и Чебурашка».
3. Алан Милн. Сказки «Винни Пух и все-все-все» с переводом Бориса Заходера.
4. А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
5. Д. Харрис. Серия приключений Братца Кролика «Сказки дядюшки Римуса» – собранный и литературно обработанный негритянский фольклор.
6. Р. Киплинг. Серия рассказов о Маугли из «Книги джунглей».
7. Туве Янсон. Серия приключений «Все о мумми-троллях».
Русская классика
Знакомство с произведениями русских классиков для вашего ребенка будет очень познавательно и поучительно. Через их произведения, как через «окно», ребенок сможет заглянуть в прошлые века, познакомиться с жизнью людей того времени и услышать сказочные, и не только, истории, рассказанные классическим художественным языком. Предложенные произведения рассчитаны на детей дошкольного возраста, поэтому начинайте знакомить с ними ребенка с 5 лет.
Лев Толстой. Притчи, басни и сказки. Известные рассказы:
- «Лев и собачка».
- «Два брата».
- «Акула».
- «Котенок».
Сергей Аксаков. «Аленький цветочек».
Всеволод Гаршин.Самая известная сказка – «Лягушка-путешественница».
Дмитрий Мамин-Сибиряк.Самая известная сказка – «Серая шейка».
Владимир Одоевский.Самая известная сказка– «Мороз Иванович».
Константин Ушинский. Сказки и рассказы. Некоторые из них:
- «Ветер и солнце».
- «Слепая лошадь».
- «Проказы старухи-зимы».
- «Четыре желания».
Антон Чехов.Рассказ«Каштанка».
Как правильно читать ребенку книгу.
Одного прочтения произведения вовсе недостаточно. Необходимо знать, насколько ребенок понял, о чем в книге говорится.
В процессе чтения обязательно останавливайтесь на тех словах, значения которых ваш ребенок точно не знает, и объясняйте их.
Время чтения определяется индивидуально. Некоторые дети спокойно могут выдержать полчаса и просить почитать еще, другим достаточно 10 минут, после отвлекаться и перестают внимательно слушать.
Не рекомендую внедрять чтение в процесс игры. Ребенок должен быть спокоен и сосредоточен на книге, слушать сидя или лежа, а не в перерыве между гонками за бандитами и воздвижением гигантской башни из кубиков. Книга – это источник новой информации, эта информация должна дойти до ребенка и быть им воспринята. Играя, ребенок будет слушать невнимательно. Кое-что он, скорее всего, запомнит и даже сумеет пересказать, но, цель не будет достигнута, а время потрачено впустую
Если ребенок не хочет слушать.
Это довольно распространенная проблема современных детей. Слишком много других развлечений и источников информации. Зачем еще и читать скучные бумажные книжки с неподвижными картинками, когда на экране все динамично, ярко, красиво и при этом сюжет тот же самый. Когда же родители спохватываются и начинают пытаться читать детям сказки, в ответ они получают бурный протест. Действительно, зачем книги, когда есть телевизор? Другое дело, когда телевизор есть лишь на 15-20 минут в день.Естественная потребность в новой информации неизбежно привлечет внимание ребенка к книге, и он сам попросит вас почитать.
Также важно напоследок сказать, что вовсе не нужно ограничивать репертуар детских книг для вашего ребенка перечисленными выше произведениями. Книги, о которых говорилось в статье – классика детской литературы. Однако мир не стоит на месте, и каждый год новые детские писатели пишут замечательные детские книги, о которых мы, к сожалению, не всегда имеем возможность узнать. Для того чтобы как-то ориентироваться в огромном мире книг, посещайте с ребенком книжные магазины, интересуйтесь о новинках у продавцов, заходите на сайты детских издательств, и, возможно, так у вашегоребенка появятся новые любимые книжки.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.05.2019
Дата обновления: 20.05.2019
Дата публикации: 01.01.2017